воскресенье, 20 марта 2016 г.

Дислексия и дисграфия: что это такое?

Здравствуйте, уважаемый читатель!
Дислексия и дисграфия: что это такое? 


Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией  – нарушения письма. Дети  с  дислексией  допускают  ошибки  при  чтении:  пропускают  звуки, добавляют  ненужные,  искажают  звучание  слов,  скорость  чтения  у  них невысокая,  ребята  меняют  буквы  местами,  иногда  пропускают  начальные слоги  слов...  Часто  страдает  способность  четко  воспринимать  на  слух определенные  звуки  и  использовать  их  в  собственной  речи,  при  чтении  и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: "Б–П”,  "Д–Т”,  "К–Г”,  "С–З”,  "Ж–Ш”.  Поэтому  такие  дети очень  неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. 
При   дисграфии   дети   с   трудом   овладевают   письмом:   их   диктанты, выполненные   ими   упражнения   содержат   множество   грамматических ошибок.  Они  не  используют  заглавные  буквы,  знаки  препинания,  у  них ужасный   почерк.   В   средних   и   старших   классах   ребята   стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в  написании  этих  слов  они  допускают  грубые  ошибки.  Нередко  дети отказываются  посещать  уроки  русского  языка  или  выполнять  письменные задания.  У  них развивается чувство собственной  ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии  сочинить поздравительную  открытку  или  короткое  письмо,  они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У   детей   с   дисграфией   отдельные   буквы   неверно   ориентированы   в пространстве.  Они  путают  похожие  по  начертанию  буквы:  "З”  и  "Э”,  "Р”  и "Ь” (мягкий знак). Они  могут  не  обратить  внимания  на  лишнюю  палочку  в  букве  "Ш”  или "крючок” в букве "Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить  наличие  нарушений  письма и чтения,  в целом, несложно. 
Есть типичные  ошибки,  повторение  которых  из  раза  в  раз  при  чтении  или письме, должно вас насторожить:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д. 
2.  Ошибки,  связанные  с  нарушением  произношения.  Отсутствие  каких-то звуков  или  замена  одних  звуков  на  другие  в  устной  речи  соответственно 
отражается  и  на  письме.  Ребенок  пишет  то  же,  что  и  говорит:  сапка (шапка). 
3.   Смешение   фонем   по   акустико-артикуляционному   сходству,   что происходит при нарушениях  фонематического восприятия. При этой форме дисграфии   особенно   тяжело   детям   дается   письмо   под   диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между  собой,  так  и  с  другими  фонемами.  
Например:  тубло  (дупло),  лёбит (любит). 
4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов. 
5.  Часты  при  дисграфии  ошибки  персеверации  (застревание):  "За  зомом росла  мамина”  (За  домом  росла  малина),  антиципации (предвосхищение, упреждение): "Дод небом лолубым” (Под небом голубым).
 6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7.  Слитное  написание  предлогов,  раздельное  –  приставок  также  является одним из проявлений дисграфии. 
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны  и  носят  стойкий  характер.  Если  ваш  ребенок  допускает  подобные ошибки,  но  эти  они  единичны,  то  причины  надо  искать в  другом.  Не являются    дисграфическими    ошибки,    допущенные    из-за    незнания грамматических правил. 

Почему возникают нарушения чтения и письма? 

Процесс  становления  чтения  и  письма  очень  сложен.  В  нем  участвуют четыре анализатора: речедвигательный,  который  помогает  осуществлять  артикулирование,  то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; 
двигательный,  с  помощью  которого  осуществляется  перевод  графемы  в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Все  эти  сложные  перешифровки  осуществляются  в  теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо  начинается  с  мотива,  побуждения  –  этот  уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Огромное  значение  для  овладения  процессами  письма  и  чтения  имеет степень  сформированности  всех  сторон  речи.  Поэтому  нарушения  или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон,  звукопроизношения  на  разных  этапах развития являются одной  из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух,  то,  понятно,  ему  очень  трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать  письмом он также  не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще  и  тем,  что  ребенок  должен  правильно  уловить  определенный  звук  и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.  Поэтому  обучение  грамоте  ребенка  с  дефектным  речевым  слухом  – сложная педагогическая проблема. В группу риска  входят  дети,  не  страдающие  речевыми  нарушениями,  но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: "Еле языком  ворочает...”,  –  их  называют  "мямлями”.  Нечеткая  команда  от нечеткого    артикулирования,    да    еще    при    недосформированности фонематических  процессов,  может  вызвать  и  нечеткие  ответные  реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме. Наряду  с  речевым  (фонематическим)  слухом  люди  обладают  особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья,   людей,   различные   предметы)   недостаточно   для   овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит,    для    полноценного    обучения ребенок   должен   иметь удовлетворительное  интеллектуальное  развитие,  речевой  слух  и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. 
На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и  дислексии,  влияют  и  более  «глубинные»  факторы.  
Например,  неравное развитие полушарий мозга. Какая  область  мозга  "отвечает”  за  письмо  и  чтение?  Оказывается,  центр речи  у  большинства  людей  находится  в  левом  полушарии.  Правая  же гемисфера   мозга   "заведует”   предметными   символами,   зрительными образами. Логопеды  иногда  обращают  внимание  на  "зеркальный”  характер  письма пациентов.  При  этом  буквы  перевернуты  в  другую  сторону  –  как  при изображении  в  зеркале.  Пример:  "С”  и  "З”  открываются  влево;  "Ч”  и  "Р” выдающейся  частью  написаны  в  другую  сторону...  Зеркальное  письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет  явное  или  скрытое  левшество.  Ищет  и  нередко  находит:  зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей. Играет   роль   и   наследственный   фактор,   когда   ребенку   передается недосформированность  мозговых  структур,  их  качественная  незрелость.  В этом  случае  в  результате  затруднения  коркового  контроля  при  овладении письменной  речью  ребенок  может  испытывать  примерно  те  же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая  предрасположенность   к   наличию   этого изъяна,  так  как  это  расстройство  наблюдается  у  нескольких  членов  в отдельных  семьях.  Нарушение  чтения  чаще становится очевидным  ко  2-му классу.  Иногда  дислексия  со  временем  компенсируется,  но  в ряде  случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и  дисграфии,  объясняет  тот  факт,  что  нередко  оба  вида  расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается  не  в  ладах  с  русским  языком,  хотя  хорошо  справляется  с математикой  и  другими  предметами,  где,  казалось  бы,  требуется  больше сообразительности. Еще  одно  интересное  наблюдение  психологов:  дислексия  встречается  у мальчиков  в  3–4  раза  чаще,  чем  у  девочек.  Около  5–8 процентов школьников страдают дислексией. 
Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде  всего:  не  падать  духом.  Такие  ребята  вполне  способны  овладеть чтением  и  письмом,  если  они  будут  настойчиво  заниматься.  Кому-то понадобятся  годы  занятий,  кому-то  –  месяцы.  Суть  уроков  –  тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше  всего  не  только  обратиться  к  логопеду,  но  и  самим  заниматься  с ребенком.  Логопедические  занятия  обычно  проводятся  по определенной системе:  используются  различные  речевые  игры,  разрезная или  магнитная азбука  для  складывания  слов,  выделение  грамматических  элементов  слов. Ребенок  должен  усвоить,  как  произносятся  определенные звуки  и  какой букве  при  письме  этот  звук  соответствует.  Обычно  логопед  прибегает  к противопоставлениям,     "отрабатывая”,     чем     отличается     твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения  слов,  диктанта,  подбора  слов  по  заданным  звукам,  анализа звуко-буквенного   состава   слов.   Понятно,   что   используют   наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв:  "О” напоминает обруч, "Ж”  –  жука,  "С”  –  полумесяц...  Стремиться  наращивать  скорость  чтения  и письма   не   следует   –   ребенок   должен   основательно   "почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо   также   обратиться   к   психоневрологу:   он   может   помочь логопедическим  занятиям,  порекомендовав  определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что  дислексия  и  дисграфия  –  это  состояния,  для  определения  которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией: 
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного)  зачеркивает  заданные  буквы.  Начинать  надо  с  одной  гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные.
 Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные,  а также  те,  в  произношении  которых  или  в  их  различии  у  ребенка  имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. 
Через  2–2,5  месяца  таких  упражнений  (но  при  условии  –  ежедневно  и  не более 5 мин) улучшается качество письма. 
2.  Каждый  день  пишите  короткие  диктанты  карандашом. Небольшой  текст не  утомит  ребенка,  и  он  будет  делать  меньше  ошибок  (что  очень воодушевляет...)  Пишите  тексты  с  проверкой.  Ошибки  не  исправляйте  в тексте.  Просто пометьте  на  полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не  в  коем  случае  не  красной!)  Затем  давайте  тетрадь  на  исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать  правильно.  Цель  достигнута:  ошибки  найдены  самим  ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 
3.   Давайте   ребенку   упражнения   на   медленное   прочтение   с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста. Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил: 
1.  На  всем  протяжении  специальных  занятий  ребенку  необходим  режим благоприятствования.  После  многочисленных  двоек  и  троек,  неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. 
 2. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения  на  развитие  фонематического  восприятия,  звуковой  анализ слова.  Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит  в  длинном  диктанте,  только  зафиксируются  в  его  памяти  как негативный опыт. 
3.  Не  хвалите  сильно  за  небольшие  успехи,  лучше  не  ругайте  и  не огорчайтесь,  когда  у  ребенка  что-то  не  получается.  
Очень  важно  не показывать  ребенку  свою  эмоциональную  вовлеченность:  не  злиться,  не раздражаться   и   не   радоваться   слишком   бурно.   Лучше   гармоничное состояние  спокойствия  и  уверенности  в  успехе  –  оно  гораздо  более  будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Дислексия и дисграфия: что это такое?
Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения,
дисграфией –
нарушения письма.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропуска
ют звуки,
добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость ч
тения у них
невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропус
кают начальные
слоги слов... Часто страдает способность четко воспри
нимать на слух
определенные звуки и использовать их в собственной реч
и, при чтении и
письме. Нарушается при этом возможность различения б
лизких звуков: "Б–
П”, "Д–Т”, "К–Г”, "С–З”, "Ж–Ш”. Поэтому такие дети
очень неохотно
выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтен
ие, изложение – все
эти виды работ им не даются.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их д
иктанты,
выполненные ими упражнения содержат множество грамма
тических
ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки пр
епинания, у них
ужасный почерк. В средних и старших классах ребята ст
араются
использовать при письме короткие фразы с ограниченным
набором слов, но
в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Н
ередко дети
отказываются посещать уроки русского языка или выпол
нять письменные
задания. У них развивается чувство собственной ущерб
ности, депрессия, в
коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с под
обным дефектом не в
состоянии сочинить поздравительную открытку или коро
ткое письмо, они
стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентир
ованы в
пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы
: "З” и "Э”, "Р” и
"Ь” (мягкий знак).
Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в б
укве "Ш” или
"крючок” в букве "Щ”. Пишут такие дети медленно, неров
но; если они не в
ударе, не в настроении, то почерк расстраивается око
нчательно.
Определить наличие нарушений письма и чтения, в цело
м, несложно. Есть
типичные ошибки
, повторение которых из раза в раз при чтении или
письме, должно вас
насторожить:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сх
одству: б – д; п –
т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсут
ствие каких-то
звуков или замена одних звуков на другие в устной реч
и соответственно
отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и гов
орит: сапка
(шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходс
тву, что
происходит при нарушениях фонематического восприятия
. При этой форме
дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под дик
товку.
Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й
– ль; парные звонкие
и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч
, щ смешиваются как
между собой, так и с другими фонемами. Например: тубл
о (дупло), лёбит
(любит).
4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в до
школьном возрасте,
а это при недостаточно сформированной фонетико-фонем
атической стороне
может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и с
логов, недописание
слов.
5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застрев
ание): "За зомом
росла мамина” (За домом росла малина), антиципации
(предвосхищение,
упреждение): "Дод небом лолубым” (Под небом голубым
).
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка переда
вать на письме
мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок
также является
одним из проявлений дисграфии.
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дис
лексии, специфичны,
типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок д
опускает подобные
ошибки, но эти они единичны, то причины надо искать
в другом. Не
являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за нез
нания
грамматических правил.
П
очему возникают нарушения чтения и письма?
Процесс становления чтения и письма очень сложен. В н
ем участвуют
четыре анализатора:
речедвигательный, который помогает осуществлять артику
лирование, то
есть наше произношение;
речеслуховой, который помогает произвести отбор нужн
ой фонемы;
зрительный, который подбирает соответствующую графе
му;
двигательный, с помощью которого осуществляется перево
д графемы в
кинему (совокупность определенных движений, необходи
мых для записи).
Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-з
атылочно-
височной областях головного мозга и окончательно фо
рмируются на 10–11-
м году жизни.
Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень
обеспечивается
лобными долями коры головного мозга.
Огромное значение для овладения процессами письма и ч
тения имеет
степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нар
ушения или
задержка в развитии фонематического восприятия, лекс
ико-грамматических
сторон, звукопроизношения на разных этапах развития
являются одной из
основных причин дисграфии и дислексии.
Е
сли у ребенка нарушен речевой слух
, то, понятно, ему очень трудно
научиться читать и писать. В самом деле, как он может
читать, если нечетко
слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не
в состоянии, так
как не знает, какой звук обозначает та или иная букв
а. Задача осложняется
еще и тем, что ребенок должен правильно уловить опре
деленный звук и
представить его в виде знака (буквы) в быстром поток
е воспринимаемой им
речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным реч
евым слухом –
сложная педагогическая проблема.
В группу риска
входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но
имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обыч
но говорят: "Еле
языком ворочает...”, – их называют "мямлями”. Нечеткая
команда от
нечеткого артикулирования, да еще при недосформирован
ности
фонематических процессов, может вызвать и нечеткие отв
етные реакции,
что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладаю
т особым
зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окру
жающий мир (свет,
деревья, людей, различные предметы) недостаточно для ов
ладения
письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позвол
яющим запомнить
и воспроизвести их очертания.
Значит, для полноценного обучения
ребенок должен иметь
удовлетворительное интеллектуальное развитие, речев
ой слух и
особое зрение на буквы.
Иначе успешно овладеть чтением и письмом он
не сможет.
На особенности формирования речи и, как следствие,
появление дисграфии
и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. На
пример, неравное
развитие полушарий мозга.
Какая область мозга "отвечает” за письмо и чтение? О
казывается, центр
речи у большинства людей находится в левом полушарии
. Правая же
гемисфера мозга "заведует” предметными символами, зрит
ельными
образами.
Логопеды иногда обращают внимание на "зеркальный” х
арактер письма
пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторон
у – как при
изображении в зеркале. Пример: "С” и "З” открываются
влево; "Ч” и "Р”
выдающейся частью написаны в другую сторону... Зерка
льное письмо
наблюдается при разных расстройствах, однако врач п
ри подобном явлении
ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко нах
одит: зеркальные
перевороты букв – характерная особенность левшей.
Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку пер
едается
недосформированность мозговых структур, их качествен
ная незрелость. В
этом случае в результате затруднения коркового контро
ля при овладении
письменной речью ребенок может испытывать примерно те же
трудности,
что и родители в школе.
Существует
генетическая предрасположенность
к наличию этого
изъяна, так как это расстройство наблюдается у неско
льких членов в
отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится
очевидным ко 2-му
классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, н
о в ряде случаев
остается и в более старшем возрасте.
Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникнов
ение дислексии
и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вид
а расстройства
наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом приз
наков отставания в
умственном развитии у такого малыша чаще всего не наб
людается. Ребенок
оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо
справляется с
математикой и другими предметами, где, казалось бы, тр
ебуется больше
сообразительности.
Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия в
стречается у
мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8
процентов
школьников страдают дислексией.
Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расст
ройство в системах,
обеспечивающих пространственное и временное воспитани
е.
Вечный вопрос: что делать?
Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия ил
и дисграфия?
Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне сп
особны овладеть
чтением и письмом, если они будут настойчиво занимат
ься. Кому-то
понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть ур
оков – тренировка
речевого слуха и буквенного зрения.
Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и с
амим заниматься с
ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по
определенной
системе: используются различные речевые игры, разрезна
я или магнитная
азбука для складывания слов, выделение грамматически
х элементов слов.
Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные
звуки и какой
букве при письме этот звук соответствует. Обычно ло
гопед прибегает к
противопоставлениям, "отрабатывая”, чем отличается тв
ердое
произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тр
енировка ведется путем
повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным
звукам, анализа
звуко-буквенного состава слов. Понятно, что использ
уют наглядный
материал, помогающий запомнить начертания букв: "О”
напоминает обруч,
"Ж” – жука, "С” – полумесяц... Стремиться наращивать
скорость чтения и
письма не следует – ребенок должен основательно "поч
увствовать”
отдельные звуки (буквы).
Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может по
мочь
логопедическим занятиям, порекомендовав определенные
стимулирующие,
улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Глав
ное – помнить,
что дислексия и дисграфия – это состояния, для опре
деления которых
требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и род
ителей.
Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ре
бенку справиться с
дисграфией:
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любо
м тексте (кроме
газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо
с одной гласной,
затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые р
азные. Например:
букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать
парные согласные, а
также те, в произношении которых или в их различии у
ребенка имеются
проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – еж
едневно и не
более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом.
Небольшой текст
не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (ч
то очень
воодушевляет...) Пишите тексты с проверкой. Ошибки не исп
равляйте в
тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или ф
иолетовой ручкой
(не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь
на исправление
ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а сте
реть свои ошибки,
написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены
самим ребенком,
исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с
ярко
выраженной артикуляцией и списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных пра
вил:
1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необх
одим режим
благоприятствования. После многочисленных двоек и т
роек, неприятных
разговоров дома он должен почувствовать хоть маленьк
ий, но успех.
2. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет.
Лучше меньше, но
качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите
больших диктантов
с ребенком. На первых этапах должно быть больше работ
ы с устной речью:
упражнения на развитие фонематического восприятия, зв
уковой анализ
слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисг
рафией неизбежно
допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в
его памяти как
негативный опыт.
3. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не руга
йте и не
огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. О
чень важно не
показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность:
не злиться, не
раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше га
рмоничное
состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гор
аздо более будет
способствовать устойчивым хорошим результатам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий